15.04.2017 7 минут на чтение статьи
На эту тему до сих пор идет множество споров, общий накал которых вполне сопоставим с «холиварами» между фанатами разных операционных систем. В рамках данного материала мы попробуем разобраться, что же все-таки лучше – смарфтон и VR-гарнитура или ПК в тандеме с чем-нибудь вроде Oculus Rift?

Основные преимущества мобильных VR-очков перед шлемами
В первую очередь, это довольно демократичная, доступная для многих потенциальных пользователей стоимость. Вполне приличного уровня очки сейчас можно купить всего за тысячу-другую рублей, тогда как вышеупомянутый шлем виртуальной реальности Rift обойдется никак как не меньше, чем в 60 тысяч. Правда, для совместного использования с VR-очками лучше иметь хороший смартфон, но его сейчас вполне можно купить по цене около 10 тысяч рублей|3000 гривен, а то и ниже.
Указанная выше стоимость шлема виртуальной реальности Oculus это еще далеко не все затраты, которые ожидают желающих оценить прелести виртуальной реальности. Необходимо учитывать, что работать все это будет далеко не с любым ПК. Понадобится высокопроизводительный процессор и «топовая» видеокарта, наличием которых могут похвастаться далеко не все домашние компьютеры.
Портативность – подавляющее большинство моделей шлемов виртуальной реальности соединяются с компьютером посредством проводов, в то время как очкам никакие «шнурки» не требуются.
Более обширная сфера применения – согласитесь, довольно сложно представить себе процесс комфортного просмотра панорамных фотоснимков, когда вы не можете отойти от компьютера.

Однако, переходим к недостаткам:
- Эффект присутствия и углы обзора – в большинстве моделей VR-шлемов оба этих показателя выглядят заметно лучше.
- Качество контента – здесь преимущество также на стороне полноценных шлемов. Для того же Окулуса уже успели «напилить» множество высококачественных приложений.
- Дополнительные приспособления (камеры, джойстики и т.д) – безусловно, все эти аксессуары заметно усиливают ощущения от виртуальной реальности. Например, у вас есть возможность ходить по комнате, вооружившись парой контроллеров, или полноразмерной моделью бластера, а камера переносит все ваши действия в виртуальное пространство – ничего подобного VR-очки обеспечить в ближайшее время точно не смогут, а жаль, потому как очень прикольно.
- Более впечатляющий игровой опыт – опять же, если верить тем, кто испытал «вау-эффект» от использования Окулуса. Те демонстрационные ролики, которые нам удалось посмотреть, особого впечатления, прямо скажем, не производят, горки, как горки…
- Качество изображения и частота смены кадров – это тоже чрезвычайно важные параметры, поскольку их влияние на формирование эффекта присутствия сложно переоценить. Трудно сказать, реально ли добиться 60-ти fps на экране смартфона, но на Окулусе точно можно, что, кстати, не удивительно, учитывая заоблачные требования к «железу».
- Разрешающая способность – применимо далеко не ко всем моделям шлемов, однако многие изделия китайских чудо — мастеров оснащены дисплеями чуть ли не по 4к, и это на самом деле работает. Но опять же, камнем преткновения становится уже упомянутое выше «железо». Справедливости ради стоит добавить, что производители смартфонов тоже едят свой хлеб не даром, и на данный момент уже есть примеры моделей с полноценными QHD-экранами за вполне адекватные деньги, что очень и очень помогает бороться с одним из главных бичей мобильной VR — зернистостью.
- Более высокий уровень трекинга в игровых приложениях – достигается за счет наличия в дорогих моделях шлемов соответствующих датчиков.

Общие проблемы
Вопреки огромному количеству различий, VR-гарнитуры и шлемы виртуальной реальности объединяет целый ряд недостатков, характерных для обоих классов устройств. Основные из них:
- Пикселизация – со смартфонами в этом отношении все ясно. Некоторым пользователям удается рассмотреть пиксели даже на QHD дисплеях. К сожалению, на экране Окулуса за 60 тысяч рублей пиксельная решетка также будет видна.
- Малое количество полноценного контента – на данный момент этот сегмент рынка находится в стадии формирования, поэтому достойного количества полноценных игр разработчики создать попросту не успели. Да, через пару – тройку лет ситуация, наверняка, резко изменится, но сейчас все довольно печально.
- Эффект «водолазной маски» — до полного погружения в виртуальный мир пока еще очень и очень далеко. Чтобы этого достичь, необходимы углы обзора, сопоставимые с человеческим зрением в обычной жизни. На данный момент есть лишь нечто наподобие водолазной маски. Да, эффект присутствия ощущается, но углы обзора, увы, оставляют желать много лучшего. Причем, касается это даже дорогостоящих моделей шлемов. Размеры современных устройств просто физически не способны выдать обзор на 170 градусов. Это должно быть нечто вроде Google Glass, проецирующее изображение непосредственно на органы зрения.
- Достаточно сложная процедура настройки и подключения – без шаманского бубна здесь не обойтись, как в случае с мобильной VR, так и с китайскими шлемами.
- Приступы тошноты и ухудшение самочувствия – и то, и другое, к сожалению, не является редкостью, особенно, если шлем неправильно сконфигурирован.